Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Инвентаризация драгметаллов

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно.

Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п.

Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».

Зачем нужна инвентаризационная опись?

Каждый собственник бизнеса должен знать, сколько у него имеется имущества и товара на конкретную дату. Ревизия выявит недостачу, излишки или просто залежавшуюся продукцию с истекшими или почти истекшими сроками годности. Таким образом, вовремя сделанная инвентаризация спасет бизнесмена от убытков.

При ревизии товар пересчитывается, перемеряется и перевешивается. Результаты остатков заносятся в инвентаризационную опись. Впоследствии на основании этого документа, если выявится недостача товара, можно будет взыскать убытки с материально ответственных лиц.

В ряде случаев законодательство Российской Федерации предписывает провести инвентаризационную опись в обязательном порядке. Например:

  • если имущество передается в аренду или продается;
  • при ликвидации предприятия;
  • при составлении годовой бухгалтерской отчетности;
  • для выявления хищения, порчи или злоупотребления с ТМЦ;
  • при банкротстве организации или индивидуального предпринимателя;
  • при продаже компании;
  • после пожаров, наводнений и т.п.;
  • при увольнении материально ответственного сотрудника;
  • при пересменке, когда товар передается под ответственность от одного лица к другому.

Кроме того, инвентаризацию необходимо проводить раз в год для сдачи бухгалтерской отчетности. Предприятие вправе установить своими локальными актами и другие причины проведение ревизии.

Ликвидация и списание ОС, содержащих драгоценные металлы

Пришедшие в негодность основные средства организация списывает с учета. Однако если речь идет о списании объектов, в состав которых входят драгоценные металлы, компания предварительно должна изъять из ликвидируемого объекта все детали и узлы, в которых они содержатся. Данное требование установлено в п. 6.19 Инструкции. Причем изъятие деталей с драгоценными металлами компания вправе осуществить собственными силами либо может привлечь для этого специализированную организацию, занимающуюся проведением указанных работ.

В любом случае детали, содержащие драгоценные металлы, изымаются в присутствии специально созданной комиссии. При этом составляется акт , в котором следует отразить отдельно:

  • массу в лигатуре изъятых деталей;
  • массу в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие.

В п. 6.19 Инструкции рекомендовано составить акт ликвидации.

Примечание. Масса в лигатуре — фактическая общая масса сплава драгоценного металла с учетом всех компонентов, добавок и примесей неблагородных металлов к драгоценному: золоту, платине, серебру.

Затем объект основных средств списывают с учета, а демонтированные узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, принимают к учету как лом оборудования. На основании акта об изъятии деталей организация оформляет акт о списании объекта основных средств (по форме N ОС-4 ) или групп объектов (по форме N ОС-4б ). Для списания автотранспортных средств предназначен акт по форме N ОС-4а .

Формы актов о списании основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Сведения о наличии в списываемом объекте драгоценных металлов отражают в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта (в форме N ОС-4б — в разделе «Сведения о состоянии объектов основных средств на дату списания»). Информация об оприходовании демонтированных деталей, содержащих драгоценные металлы, также заносится в акт — раздел, предназначенный для отражения сведений о поступлении материальных ценностей в результате списания объектов основных средств. Причем в этом разделе не нужно подробно указывать, какие именно драгоценные металлы содержатся в извлеченных деталях и в каком количестве.

Поскольку все данные об объекте основных средств, включая его капитальный ремонт, модернизацию, перемещение или выбытие, отражаются в инвентарной карточке, в ней делается отметка о списании объекта. Одновременно с этим изъятые детали и узлы, в состав которых входят драгоценные металлы, принимаются к учету как материально-производственные запасы. На них заводится карточка учета материалов по форме N М-17, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. В ней указывают (п. 6.19 Инструкции):

  • вид лома и отходов (наименование деталей или узлов);
  • общую массу отходов;
  • наименование драгоценных металлов;
  • массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.

Поступления от продажи товарно-материальных ценностей, полученных при демонтаже списанных основных средств, в бухучете признаются прочими доходами (п. 7 ПБУ 9/99). Они отражаются по кредиту счета 91 (субсчета 91-1).

Стоимость реализованных деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, списывается со счета 10-6 «Прочие материалы» в дебет счета 91 (субсчета 91-2) как прочие расходы. Также в прочих расходах учитываются затраты, связанные с передачей указанных деталей на аффинаж (например, расходы на транспортировку деталей до аффинажного завода). Основание — п. 11 ПБУ 10/99.

Пример 4. Воспользуемся условием примера 3. Предположим, в июле 2009 г. ООО «Олимпус» не получало других прочих доходов и не имело иных прочих расходов.

В бухгалтерском учете организация делает следующие записи:

в июле 2009 г.:

Дебет 62 Кредит 91-1

  • 1750 руб. — реализованы детали и узлы, содержащие драгоценные металлы;

Инвентаризация драгоценных металлов

    1. Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в материально-технических средствах, проводится одновременно с инвентаризацией этих материально-технических средств в сроки, устанавливаемые для их инвентаризации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
    2. Инвентаризация драгоценных металлов в составе материально-технических средств, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.

Количество инвентаризаций, при необходимости, может быть увеличено руководителем учреждения МЧС России. Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в материально-технических средствах, лома и отходов драгоценных металлов обязательна при смене материально ответственных лиц на день приема-сдачи дел, злоупотребления или порчи имущества, при установлении фактов утрат и хищений, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации учреждения МЧС России, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    1. Плановые инвентаризации проводятся в установленные сроки независимо от внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

    1. Инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы, а также драгоценные металлы, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризации подлежат также ценности, не принадлежащие учреждению МЧС России, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные.
    2. Для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения МЧС России создается комиссия. Этим же приказом устанавливается порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии.
Читайте также:  Кто вправе зарегистрировать ОНС

1.7.17.В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

1.7.18.Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

    1. В учреждениях МЧС России, где из-за большого объема работ одной инвентаризационной комиссии недостаточно, назначаются центральная инвентаризационная комиссия и рабочие комиссии, на которые возлагается проведение инвентаризации в отдельных подразделениях. В состав рабочих комиссий в обязательном порядке включаются работники финансового подразделения. Работа рабочих комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.
    2. До начала инвентаризации финансовое подразделение обязано закончить обработку всех документов по приходу и расходу драгоценных металлов, произвести в учетных документах записи, что все ценности учтены, и определить остатки на день инвентаризации. В тех случаях, когда к моменту начала инвентаризации еще не произведены химические анализы полуфабрикатов или изделий, на них составляется отдельная инвентаризационная опись.
    3. У лиц, материально ответственных за сохранность вверенных им ценностей, до начала инвентаризации берется расписка о том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в финансовое подразделение и что никаких неучтенных ценностей у них не имеется.
    4. На время проведения инвентаризации операции по приему и отпуску ценностей приостанавливаются.

1.7.19.При длительном проведении инвентаризации, в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя учреждения МЧС России и начальника финансового подразделения, ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись, а в расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

1.7.20.Ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную опись и в акт инвентаризации не включаются. Описи прилагаются к акту инвентаризации.

1.8.В случаях, когда инвентаризация не может быть закончена в один день, допускается начало ее ранее, а окончание позднее первого числа. Результаты в этих случаях подлежат корректировке по состоянию на первое число. Если инвентаризация не закончена в тот же день, помещения при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются печатями материально ответственного лица и председателя комиссии.

1.9.Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых межведомственных формах, утвержденных постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

форма № инв-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них»;

форма № инв-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях», которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.

1.10.Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

1.11.Фактическое наличие драгоценных металлов при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб. Ценности предъявляются комиссии материально ответственным лицом.

1.12.Руководитель учреждения МЧС России должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в установленные сроки (обеспечить персоналом для опробования и проведения анализов, проверки наличия государственных пробирных клейм, взвешивания и перемещения ценностей, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.д.).

1.13.При проведении инвентаризации незавершенного производства, масса драгоценных металлов, содержащихся в деталях и изделиях и не поддающихся взвешиванию, устанавливается по учетным данным или по нормам расхода на детали (изделия) с учетом процента их готовности.

1.14.Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования и невозможности в момент инвентаризации проверки по факту, устанавливается по учетным, техническим документам или комиссионно.

Наличие драгоценных металлов в сплавах, химических соединениях, находящихся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре, предохраняющей их от порчи, также устанавливается и вносится в инвентаризационную опись на основании учетной и технической документации, документов поставщика или данных входного контроля.

1.15.Сведения о драгоценных металлах, а также ломе и отходах, переданных в перерабатывающую специализированную организацию на переработку или находящихся в пути, но числящихся на учете учреждения МЧС России, заносятся в отдельную опись, где указывается наименование учреждения, наименование ценностей, количество, масса (в лигатуре и химически чистых драгоценных металлах), дата передачи ценностей, номера и даты документов.

1.16.Имеющиеся на момент проведения инвентаризации нераспакованные посылки с ценностями подлежат вскрытию (с оформлением акта вскрытия) в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Данные о наличии ценностей по количеству и массе заносятся в отдельную опись (акт).

Сведения о ценностях, не принадлежащих учреждению МЧС России (находящихся на ответственном хранении или полученных для переработки, испытаний и пр.) заносятся в отдельную инвентаризационную опись (акт).

1.17.Инвентаризационные описи (акты) могут быть выполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

      1. Описи (акты) заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей указывают в описи (акте) по номенклатуре, а их количество и массу — в единицах измерения, принятых в учете. Масса драгоценных металлов указывается в лигатуре и в химически чистых металлах.
      2. На каждой странице описи (акта) указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
      3. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях (актах) не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
      4. Описи (акты) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи (акта) материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.
    1. По окончании инвентаризации, надлежаще оформленные описи (акты) фактического наличия драгоценных металлов по каждому материально ответственному лицу передаются в финансовое подразделение для сличения фактических и учетных данных.
      1. При выявлении отклонений от учетных данных финансовым подразделением составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей.
      2. По всем отклонениям инвентаризационной комиссией должны быть получены, от соответствующих материально ответственных лиц, письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского (оперативного) учета и вносит свои заключения и предложения по их урегулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем учреждения МЧС России.
    2. На ценности, не принадлежащие учреждению МЧС России, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости, результаты инвентаризации сообщаются владельцам, выявленные расхождения регулируются совместно руководителями учреждений.
    3. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации.
      1. При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные в этом лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке:
Читайте также:  УСН с 2023 года: как перейти и что нового

излишки подлежат оприходованию;

недостачи в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды списываются на потери производства;

недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не разрабатываться и не утверждаться.

      1. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ценностей одного и того же наименования и тождественных количеств.
      2. В случаях, когда при зачете излишков и недостач от пересортицы размер недостачи превышает размер излишка, разница относится на виновных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
      3. Недостачи и сверхнормативные потери драгоценных металлов не подлежат списанию на потери производства промышленной продукции, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ при наличии утвержденных норм расхода. Руководством учреждения МЧС России должны быть приняты меры к выявлению причин этих потерь и недостач и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
    1. Инвентаризационная опись не подлежит представлению в вышестоящий орган военного управления.
    2. Ответственность за неправильное и несвоевременное проведение инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и иных изделиях, несут руководитель учреждения МЧС России и начальник финансового подразделения.

  1. Инвентаризация драгметаллов

    Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).

    Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно.

    Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п.

    Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».

    В статье 28 Закона о драгметаллах говорится, что органы государственного контроля вправе проверять бухгалтерские документы, содержащие сведения о получении и расходовании драгметаллов, их лома и отходов, а также принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. Таким органом контроля является Российская государственная пробирная палата при Минфине России.

    В пункте 1 Инструкции о ревизии сказано, что вышеуказанная палата осуществляет контроль за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Сотрудники Пробирной палаты могут проверять порядок и сроки инвентаризации драгметаллов, правильность отражения в учете результатов инвентаризации, полноту постановки на учет драгметаллов в составе основных средств.

    Выявив нарушения, контролер составляет протокол, на основании которого должностные лица могут быть оштрафованы.

    В пункте 7.2 Инструкции № 68н сказано, что должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдение или допустившие нарушения установленных правил учета и хранения драгметаллов, или изделий, их содержащих, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

    В статье 19.14 КОАП, в частности говорится, что нарушение установленных правил учета и хранения драгметаллов или изделий, их содержащих, влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ.

    За нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность.

    Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, неоприходование лома и отходов, содержащих драгметаллы, в результате ликвидации основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.

    Подробности банковских операций с природными ценными ресурсами

    Банковские сделки с дорогостоящими металлами и камнями очень похожи функционально на операции с деньгами и валютой.

    • драгметаллы привлекаются в срочные вклады и до востребования;
    • размещаются на открытых счетах по рыночным ставкам со сроком до востребования и на установленный период;
    • выдача кредита может также осуществляться в единицах благородного металла.

    Применяемые условия сделок по покупке и продаже:

    1. Физическое перемещение ценности. Быстрая поставка товара. Металлические слитки поставляют на второй рабочий день (СПОТ).
    2. Срочные. Время для расчётов может быть более двух рабочих дней. («Форвард»).
    3. Покупка и продажа одинакового количества в один и тот же момент. (СВОП).
    4. Опционы. Один продавец доверяет другому право произвести сделку (купли или продажи) оговоренного количества по цене на определенную дату за вознаграждение.

    Сделки «СВОП» отличаются по трем показателям:

    1. Качество. Единовременная покупка и продажа качественно разных металлов.
    2. Место добычи. При банковском переводе или реальная поставка товара.
    3. Время. Обратная поставка того же количества с другой датой перевода.

    Как осуществляется пересчет

    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает коммерческие фирмы и индивидуальных предпринимателей проводить инвентаризации всех активов и обязательств. Владельцы или их уполномоченные работники компаний, использующие в деятельности драгоценные металлы и камни, раз в году проводят полную инвентаризацию предприятия по наличию ресурсов на 1 января. Технический контроль работающих производственных и складских помещений, а также оборудования и задействованного инвентаря, необходимого при производстве, связанном с драгоценными металлами и камнями, обычно приурочивается ко времени осуществления планового пересчёта ценностей.

    Иногда инвентаризация драгоценных металлов проводится несколько раз за год. Например, при увольнении работника, отвечающего за безопасность имущества компании. Такое лицо обязано сдать подотчётные драгоценности и другие ценности, имеющиеся у него в связи с должностными обязанностями и документы для их проверки. После чего назначается инвентаризация того объекта производственного процесса, где этот работник выполнял обязанности по сохранению ценных предметов. В случае нечаянного обнаружения недостач сразу назначается общая инвентаризация, даже на следующий день после предыдущей.

    Инвентаризация драгоценных металлов охватывает и ценные предметы, не числящиеся по учёту организации, имеющиеся в производстве, на хранении по договору, и также неучтённые ранее. Причём на таких предприятиях нельзя назначать в счётную комиссию сотрудников, имеющих у себя под отчётом материальные ценности. Подотчётные работники перед началом тотального пересчёта расписываются в том, что все приходные и расходные накладные отнесены в бухгалтерскую службу и неучтенных ресурсов предприятия у них в подотчете нет.

    Инвентаризация драгоценных металлов проходит в присутствии ограниченного круга персонала: назначенной комиссии и связанных ответственных работников. В самом начале мероприятия прекращается выдача и приход материальных ценностей в компанию. Организовывается ещё одна ведомость, в которой отмечается это финансовое событие, также в складских документах проставляется об этом отметка. В случае необходимости возможно и принять материальные ценности. Их также внести в другую ведомость, но уже не включать в конечный акт проверки. Ведомости просто прикладываются к проверочному акту.

    Отчитаться перед всеми заинтересованными лицами

    В компаниях с таким строгим учётом материальных ценностей, ответственные работники отчитываются перед бухгалтерской службой 2 раза в месяц.

    При несовпадении вычисляемых количественных значений по нормам расхода, установленным на производстве, и отчётом ответственного работника, должна быть приложена объяснительная записка.

    Ведение и хранение первичных учётных документов, наличие бухгалтерских регистров учета и документацию в целом определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В этом смысле «драгоценные» предприятия никак не отличаются от других. То же самое касается статистических данных.

    Аффинажные компании отчитываются перед Минфином, а учреждение «Российская государственная пробирная палата» требует согласования отчётных документов.

    Контролирующие органы от государства иногда предпринимают проверки правил прихода, хранения и выбытия ценных пород, не забывая про лом и отходы, на предприятиях, не связанных с их обработкой или производством. Закон такое право даёт. Предусмотрены и административные наказания в виде штрафов за выявленные нарушения.

    Основной контролирующий орган – это Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ. По Кодексу об административных правонарушениях возможно наложение санкций в отношении должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а предприятию в целом грозит штраф от 30 до 50 тыс. руб.

    Налоговая ответственность тоже предусмотрена. При отсутствие учёта дорогих запасных частей в приборах и оборудовании, на предприятие можно квалифицировать несвоевременное или неверное отражение материальных ценностей. Нарушение наказывается штрафом в сумме от 5 до 15 тыс. руб. Неоприходованный лом или выброшенные без отметок отходы приравниваются к попытке занизить прибыль, напрямую связанную с выплатами в бюджет.

    1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463; 1999, № 14, ст. 1664; 2002, № 2, ст. 131; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752, № 30 (ч. 1), ст. 3101), Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 41, ст. 4077), Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2001 г., регистрационный № 2986), и определяет порядок организации работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов в ФСТЭК России и ее территориальных органах (далее — органы ФСТЭК России).

    2. Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

    3. Органы ФСТЭК России, использующие электрооборудование, средства связи, оргтехнику, вычислительную и специальную технику, контольно-измерительную технику, иные материальные средства, содержащие драгоценные металлы (далее, если не оговорено особо — изделия, содержащие драгоценные металлы), обеспечивают их надлежащие учет и хранение, а также сбор, учет и своевременную сдачу перерабатывающим организациям всех видов лома и отходов драгоценных металлов от всех источников их образования, а также соблюдают установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках.

    4. Органы ФСТЭК России обязаны обеспечить:

    учет изделий, содержащих драгоценные металлы;

    полный сбор, оприходование и хранение лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в результате выхода из строя (полного или частичного) изделий их содержащих;

    проведение в установленные сроки инвентаризации изделий, содержащих драгоценные металлы, эксплуатационный срок службы которых истек или вышедших из строя (их лома и отходов);

    своевременную сдачу лома и отходов драгоценных металлов на перерабатывающие предприятия;

    допуск к проведению проверки представителей органов государственного контроля при предъявлении ими предписаний и служебных удостоверений, а также представление им необходимой документации.

    5. Лица, ответственные за организацию работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов, назначаются: в центральном аппарате ФСТЭК России — директором ФСТЭК России, в территориальных органах ФСТЭК России — руководителями этих органов.

    Бухгалтерский учет драгоценных металлов.

    Среди основных средств и других нефинансовых активов автономного учреждения могут быть объекты, в состав которых входят узлы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы. Следует обратить внимание, что отдельно на счетах бухгалтерского учета стоимость драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, не отражается. Информация об их наличии и количестве указывается в инвентарных карточках основных средств согласно сопровождающей их технической документации. Приходоваться в качестве материальных запасов они могут после списания и разу­комплектации основных средств.

    Как следует отражать операции с драгоценными металлами, входящими в состав основных средств, рассмотрим на примере.

    Пример.

    В автономном учреждении принято решение о списании оборудования, учитываемого по КВР 4, в состав которого входят запасные части, содержащие драгоценные металлы. В инвентарной карточке указано, что в отдельном агрегате этого оборудования содержится 50 г серебра. Рыночная стоимость серебра на день списания ОС составляет 40 руб. за 1 г. Данный лом реализован аффинажной организации. Балансовая стоимость оборудования составляет 45 000 руб. Оно полностью самор­тизировано. Доходы, полученные от сдачи лома, будут являться собственными доходами автономного учреждения.

    Бухгалтерский учет драгоценных металлов.

    Среди основных средств и других нефинансовых активов автономного учреждения могут быть объекты, в состав которых входят узлы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы. Следует обратить внимание, что отдельно на счетах бухгалтерского учета стоимость драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, не отражается. Информация об их наличии и количестве указывается в инвентарных карточках основных средств согласно сопровождающей их технической документации. Приходоваться в качестве материальных запасов они могут после списания и разу­комплектации основных средств.

    Как следует отражать операции с драгоценными металлами, входящими в состав основных средств, рассмотрим на примере.

    Пример.

    В автономном учреждении принято решение о списании оборудования, учитываемого по КВР 4, в состав которого входят запасные части, содержащие драгоценные металлы. В инвентарной карточке указано, что в отдельном агрегате этого оборудования содержится 50 г серебра. Рыночная стоимость серебра на день списания ОС составляет 40 руб. за 1 г. Данный лом реализован аффинажной организации. Балансовая стоимость оборудования составляет 45 000 руб. Оно полностью самор­тизировано. Доходы, полученные от сдачи лома, будут являться собственными доходами автономного учреждения.

    Бухгалтерское обслуживание ювелирного салона

    Ювелирные изделия – особый товар, необычность которого заключается не только в специфических ценах (иногда астрономических!) но и в том, что каждое из изделий является обычно редкой авторской работой, со своим дизайном и уникальными характеристиками. Конечно, в ассортименте любого салона есть и другие, массовые изделия, нацеленные на широкий круг потребителей. Но приходят туда, как правило, за «своим» кольцом, брошью или иным изделием.

    В нашей стране контроль над оборотом ювелирных изделий лежит на плечах государственных органов. Причем индивидуальные предприниматели, наравне с организациями, принимающими участие в обращении драгоценных камней и и металлов, также обязаны становиться на специализированный учет в уполномоченном органе – в данном случае это государственная инспекция пробирного надзора при ФКУ «Пробирная палата России».

    Помимо этого, реализуемые ювелирные изделия должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные», начавшим действовать с 01.09.2008, а продаваться в рознице – в строгом соответствии с разделом VII «Правил продажи отдельных видов товаров…», утв. пост. Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи № 55).

    Как видим, ограничений и требований к работе ювелирного салона существует предостаточно. Поэтому рассмотрим более подробно особенности организации ювелирной торговли, учета и контроля в этой области.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *